The Chilling Adventures of Sabrina: от готики к феминизму и обратно

Досмотрела The Chilling Adventures of Sabrina и готова публично признать: все-таки комментарий «лучше, чем Ривердейл» задаёт не очень высокую планку.

О чём: Сабрина — наполовину ведьма, наполовину человек. Свой шестнадцатый день рождения ей предстоит провести на оккультном ритуале, где она кровью отпишет душу Сатане в обмен на истинную ведьминскую мощь. Но Сабрина не уверена в том, что хочет полностью отказываться от земной жизни — у неё есть любимая школа, кино с друзьями, стерильные прогулки по лесу с молодым человеком и феминистские проекты.

В итоге она «зависает» между враждующими мирами, пытаясь усидеть на двух стульях. Но принцип «не нашим, не вашим» не работает — Сатана подбирается к ней с помощью разного рода манипуляций, а человеческий и ведьминский миры начинают сыпаться, не готовые к такому тесному контакту.

Новая «Сабрина» — не ремейк старой, а экранизация одноименного комикса, автор которого и делает сериал. Я комикс не читала, но кричать «книгалучше», думаю, в любом случае бесполезно.

Почему круто: CAOS — сериал, который отвечает духу времени, как в своё время ему отвечала и «Сабрина — маленькая ведьма». Мешаем-мешаем-мешаем — и легковесная школьная подростковая магическая комедия превращается в мрачный мистический хоррор про ад, человеческие жертвоприношения, реальную, почти гипертрофированную жестокость режима (и молочные коктейли).

Главный конфликт сезона, однако, стреляет холостыми: создателям магический мир явно интереснее мира человеческого (и не нам их судить). Сабрина не хочет выбирать между двумя стульями — для этого оба должны быть одинаково прельстивы, но зритель-то видит, что это не так. Человеческий мир пресный, как и его герои — абсолютно никакой бойфренд Харви, теряющая зрение Раз и теряющая гендерную идентичность Сьюзи. В их жизни не происходит ничего захватывающего, кроме тех моментов, когда в неё вторгается сверхъестественное.

А на другой стороне — ведьминский мир, с его жестокими ритуалами, Школой Магических Искусств, Церковью Ночи, Сатаной, в конце концов. У жителей этого мира больше граней: начиная от энергичной Сабрины, которая из-за ДОБРОТЫ, написанной поперек лица, выглядит в сто раз страшнее, когда творит хтоническую мистическую дичь, до тетушек (добрая Хильда, которая верит в правильное устройство системы, но незаметно пытается её подвинуть, и злая Зельда, которая на самом деле не такая уж и злая, и вообще искренне желающая добра дорогим ей людям, просто не знающая, как его причинить) и запертого в доме кузена Амброуза, которому из рупора для ироничных советов удается вырасти в персонажа с довольно интересным конфликтом. Но сильнее всего хватает за сердечко учительница литературы, одержимая демонессой Лилит? которая пытается подвести Сабрину под венец с дьяволом, но сама метит в женушки правителя ада.

Безусловная победа CAOS — в эстетике. Готические «дома с привидениями», дьявольские культы, вечный полумрак, магазинчики из шестидесятых, даже тетушка Зельда с пинцетом для сигареты, которая каждое утро читает старомодную газету — можно смело сказать, что новая «Сабрина» не похожа ни на один сериал на современном телевидении. Даже побратим-«Ривердейл», тоже цепляющий своим нуарным визуалом и слоумо под инди-рок, выглядит на фоне CAOS поскромнее.

В Рунете сериал почему-то решили ругать за оголтелый феминизм — мол, вы представьте себе, там всего два положительных мужских персонажа, и те картонные. Ну да — добро пожаловать в культурный ландшафт, в котором живет половина человечества, вытирайте ножки, присаживайтесь.

Но этот конфликт не так прямолинеен, как может показаться. Два мира означают для Сабрины противоречивые, на первый взгляд, вещи. Человеческий мир — это свобода, магический — это сила. Её выбор абсурден, потому что она хочет и свободу, и власть, но это невозможно: и то, и другое в CAOS могут получить только мужчины. И силу тоже дают они — с теми ограничениями и обязанностями, которые они же назначают. В начале сезона одна из ведьм говорит Сабрине, что Сатана никогда не позволит ей получить и власть, и свободу — из страха, ведь он мужчина. Именно это чувство страха в конце сезона вынуждает мужчин клана объединиться, чтобы стать главными служителями культа.

Сатанизм — не освобождение, а метафора, «просто вывеска»; он также порочен и тираничен, как и любая другая идеология. И обещание свободы воли — это заведомая ложь, потому что идеология — это структура власти, и существует она только потому, что ограничивает свободу воли. Возможно, эти идеи и поданы в CAOS не так изящно, как можно было бы — но это важное переосмысление ведьминского мифа в поп-культуре, и действительно интересно, к чему оно приведет.

Формат: десять часовых эпизодов на Netflix + рождественский эпизод + второй сезон уже в апреле 2019.

Трейлер: чтобы два раза не вставать, сразу второго сезона.

Оставьте комментарий