Любовь, социализм и бумага: испанский сериал про ограбление века Money Heist

Наконец досмотрела Money Heist — или, в оригинале, La casa de papel, «Бумажный дом» (и испанское название намного круче). Сериал держит в напряжении, лишает сна, совести и подписчиков в твиттере, которые быстро перестают понимать, что это за испанцы и почему они заслуживают длинных нечленораздельных тредов воя и гифок.

О чём: Некий Профессор собирает банду мелких преступников и предлагает им ограбить Королевский монетный двор Испании. Идея у него социалистическая: не красть деньги у других людей, а напечатать свои. Банки же делают это постоянно — печатают миллионы евро и раздают корпорациям, а чем мы, неудачники и изгои, хуже?

Конечно, у Профессора есть идеальный план, просчитанный до запятой — как проникнуть в резерв, водить за нос полицию, успеть напечатать сотни миллионов евро, и потом сбежать с ними. Команда сомнительных с точки зрения приличного общества товарищей с городами вместо имен (никаких личных контактов) забуривается в монетный двор в масках Сальвадора Дали и начинается Грабеж Века. Профессор в это время решает кризисы снаружи — например, постепенно и очаровательно втираясь в доверие к инспектору Мурильо, которая руководит командой полицейских, пытающихся выкурить захватчиков из здания.

Конечно, идеальный план Профессора постепенно идёт по одному месту. Потому что любовь.

Почему круто: «Бумажный дом» стоит на трех китах: неоднозначных героях, социальной повестке и любви.

Начнем с героев. Их всего десяток: восемь захватчиков и захватчиц (Токио, Денвер, Рио, Найроби, Берлин, Москва, Хельсинки и Осло), пара примечательных заложников (директор монетного двора, который пытается играть в освободителя и бесит на все деньги; его секретарша и любовница, которую ждёт внезапная трансформация, и которая тоже бесит на все деньги; дочурка английского посла, которая весь сериал из подростка превращается в суку и бесит ну вы поняли). И инспектор Мурильо: она не так давно избавилась от мужа-абьюзера и пытается заново сжиться с ролью сильной, независимой женщины, хорошей матери и крутой полицейской.

Токио ещё и рассказчица, которая связывает воедино болтающиеся сюжетные мотивации. Будь сериал продуман лучше, она была бы не нужна, а так её раздражающий голос присутствует во всех основных событиях. А Токио РАЗДРАЖАЕТ — это персонаж, который разрушает всё, до чего дотрагивается. Берлин, напротив, вызывает отвращение, непонятным образом перемешанное с толикой уважения. Почти все герои получились очень выпуклыми и шероховатыми — но основной интерес вызывают Профессор и его врагиня\будущая возлюбленная инспектор Мурильо, которые находятся в эпицентре и криминальной драмы, и любовной. Профессор — мастермайнд, задрот, крутыш, добряк и злодей; инспектор — сильная и слабая, агрессивная и нежная, назначенная жертвой и изо всех сил этому ярлыку (и ощущению) сопротивляющаяся. Смотреть за их взаимоотношениями — это как следить за десятичасовым фейрверком, который каждые пять минут удивляет.

Ожиданиями, эмоциями и даже привязанностями зрителя сериал жонглирует, как хочет: я болела за инспектора и профессора с одинаковым рвением, и это вызывало фрустрацию, ведь история предполагает, что выиграть может только один.

Конфликты обостряются, ставки растут, ловушки расставляются — происходящее постоянно (и очень изящно) вызывает напряжение, более известное в широких кругах как «так, ладно, ещё одну серию и точно спать».

Ещё «Бумажный дом» — это революционная агитка против капитализма. Профессор твердо стоит на броневичке и социалистических идеалах, и его план — не украсть деньги, а получить то, что они репрезентируют — свободу. Именно это в последней серии он объясняет инспектору: «Монетный двор печатает миллиарды евро, которые отправляются прямиком в банки, в карманы богатых. Я делаю то же самое, только в реальной экономике». Поэтому сериал окрестили революционным гимном, и дальше его восприятие был соответствующим национальной повестке аудитории: во Франции похвалили его за идею необходимости думать о себе, а в Турции он оказался очень популярен среди зрителей, а вот государственные журналисты окрестили его «опасным».

Итальянская анти-фашистская песня, которая ассоциируется с партизанским движением, рефреном проходит через весь сериал: под неё же происходит несколько важных сюжетных событий, и её поют Профессор и Берлин в ночь перед захватом. У видео, собранного на коленке из видеоряда и трех слайдов, 38 млн (!) просмотров на YouTube:

И, наконец, это испанский сериал, который оправдывает свою жанрово-национальную принадлежность — триллеру про ограбление тут уделяется около 50% времени. В другую половину правит бал жанр, пятый год успешно высмеиваемый «Девственницей Джейн» — теленовела. Любовь постоянно пускает всё под откос: Профессор влюбляется в инспектора, захватчик — в заложницу, захватчица — в другого захватчика. Рвать тельняшку за романтические успехи одних и кривиться из-за отношений других здесь — святое дело. Между абсурдным максимализмом и занудным реализмом баланс выдержан четко: герои ходят по краю, не успевая всё же превратиться в героев фантастической романтической сказочки.

В «Бумажном доме» есть смерть, реалистичные конфликты, персональные ужасы, искреннее веселье, бурлящие отношения, закрученный криминальный сюжет и то самое ощущение неизвестности — чем же, чем же всё закончится? В общем, идеальная формула воскресного запойного просмотра!

Формат: Netflix перекроил сериал по своему образу и подобию, поэтому сериал разбили на 13 и 9 часовых эпизодов (в оригинале — 15 серий по 75 минут). Смотреть лучше с субтитрами, хоть это и тяжеловато. Говорят, что и их облагородили, но настоящие голоса героев всё же лучше дубляжа (минус — надо как-то отучиться потом говорить claro вместо всех «конечно» и «да» и vamos вместо «быстро» и «а ну-ка»).

Трейлер

Саундтрек: состоит в основном из бодрой пыщ-пыщ музыки для красивого экшена, но есть эта прекрасная песня из прекрасной заставки, которая заставляет сердце биться чуть романтичнее.

P.S. НЕ УДЕРЖАЛАСЬ.

______

Больше подобного добра на канале Вроде культурный человек

Оставьте комментарий