Кино-вино-домино: социология и песни

Glee (первый сезон)

Если мир отказался от здравого смысла, то почему мне нельзя?

Первый сезон Glee — это что-то такое таинственное и полузабытое даже самими фанатами Glee (как я поняла по поверхностному набегу в просторы гугла). Я начала его смотреть на волне любви к сериалу Crazy Ex — просто потому, что там тоже поют (that is how shallow I am).


Так вот, Glee (по крайней мере первый сезон, уж не знаю, что там дальше) похож на странную абсурдистскую притчу. Все признаки реальности присутствуют, формальности соблюдены (вот дети, вот школа, вот учителя, вот конфликт и цель, что вам ещё надо), но дальше история вертится в этих рамках, как хочет, порой выдавая антраша, достойные Беккета и Стоппарда. И это жанровое решение искренне меня восхищает. В конце концов, как ещё сделать убедительной историю про людей, которые ВСЁ ВРЕМЯ ПОЮТ?

Выглядит примитивно, но классно — такое увидишь редко. Обычно либо абсурд на все деньги (читай — This is Jinsy), либо предельная серьезность, где любое допущение или прореха в реальности режут глаз. Glee удалось тут как-то проскочить между двумя крайностями — поэтому периодически ловишь себя на том, что не уверен, реальность ли перед тобой, и если да, то что они имели в виду, скривив её именно так. В общем, как в истории про мертвого Розенкранца и Гильденстерна.

Сравнила Glee со Стоппардом, ну я даю.

Охотник за разумом (2017) 

Сериальное творение Дэвида Финчера оказалось десятичасовым катанием в масле нарратива, бесшовного и гладкого, как железнодорожное полотно Германии.

Матрица героев проста, как палка. Вот главный — вьюноша со взглядом горящим, которому не хватает образования, но прыти и дерзости не занимать, постепенно раскрывается и вдруг перестает казаться тюфяком. Вот партнёр главного — глас разума, умудренный опытом (который его слегка психологически помял, но он всё равно курит и криво усмехается). Вот их партнёрша\супервизор — академический светоч, умна, красива, уверенна в себе, стойка и сойка, рассталась ради проекта с университетом, городом и девушкой, по ночам пьет вино и пытается подружиться с котиком из подвала. Вот девушка главного — тот самый социологический костыль, которого ему не хватало, латает дыры в образовании и пытается вытащить его из привычных паттернов (а он упирается — тонкий намек на похожесть героя на своих субъектов, ах, Финчер, ах, стервец).

Повествование набито деталями очень плотно — нужно же было чем-то компенсировать отсутствие сюжета. А он (его зародыш) следующий: главный и с партнёром общаются с маньяками и под наблюдением умной партнёрши\супервизора пытаются подвести под это всё крепкую теоретическую базу. Описать поведение маньяков, понять, что их к этому привело, каталогизировать и создать универсальный список кодов — чтобы выявлять, отлавливать, предупреждать. Маньяки все как на подбор ужасные, и от разговоров с ними стынет кровь. Они — вымышленные репрезентации реальных маньяков и серийных убийц (это определение, кстати, герои придумывают ближе к концу сезона).

Параллельно у героев бывают «дела недели», как в процедуралах — то заикающийся деревенский коп попросит раскрыть кровавое убийство, то директор школы вызывает подозрение. Умные ребята из академии цитируют Дюркгейма и Гоффмана. Ещё есть проблемы с семьей, карьерой, жизнью. И, конечно, к героям медленно подбираются липкие пальчики психологической нестабильности — как же тут самому-то с ума не сойти.

Намек на то, что даже в самых хороших мальчиках скрываются перверсии, потому что нас всех в неправильных местах трогало репрессивное общество, написано большими жирными белыми буквами поперек экрана все 10 серий.

В общем, первый сезон получился таким большим отчетом об огромной подготовительной работе — фигуры на доске расставлены, крючки заброшены, отношения выстроены и даже кое-где успели слегка пошатнуться. Интригу заварили, накрыли плёнкой и убрали в холодильник — через 24 часа можно будет есть.

Ставки выросли, пути назад нет — в общем, все обязательные элементы первой серии нового сериала.

В смысле сезона. Damn you, Fincher.

 

P.S. А ещё я пересмотрела Атомную блондинку, потому что это, видимо, единственное кино, которое мне в последнее время нравится.

 

Кино-вино-домино: социология и песни: Один комментарий

Оставьте комментарий